Тест-драйв Audi R8 e-tron

Прошлой весной мы с Вадимом Гагариным в «Мячково» откатывали два суперкара – Nissan GT-R и Audi R8 V10. Чёрный, как смоль, японец против жемчужно-белой немки. Пятки у обоих не то что сверкали – плавились. Железо не выдерживало. Тормоза «горели». Асфальт крошился. Противостояние двух миров. Битва титанов. Во время бешеных ускорений и метаний между поребриками я даже думать не мог, что скоро окажусь за рулём электрического R8.

Audi R8 e-tron

Прототип Audi R8 e-tron приводят в движение четыре асинхронных электродвигателя (по одному на колесо). Суммарный максимальный крутящий момент 4500 ньютон-метра, мощность 313 л.с. (230 кВт). Разгон до 100 км/ч – 4,8 секунды. Возможно, в серии будет применяться комбинированная схема (спереди двигатели постоянного тока, сзади асинхронники)

Ну и ну… Как быстро всё. Буквально год с небольшим назад Audi во Франкфурте представила алый концептуальный спортивный электрокар e-tron. Это был пробный шаг. И вот, нате вам! Живой электрический прототип в шкуре R8. Ешьте его с кашей. Немцы долго не запрягают, но скорость страсть как любят.

Audi R8 e-tron. Полный электропривод quattro

Опробовать новинку я отправился в Ингольштадт. Тест-драйв и технический семинар проходили в двадцати минутах хода от штаб-квартиры Audi на специально подготовленном автодроме Audi Sportpark. После короткой вводной части погружаюсь в водительское кресло R8 e-tron. Рядом инструктор. Поехали!

Audi R8 e-tron

Полная масса Audi R8 e-tron – 1,6 тонны. 200 килограммов приходится на алюминиевую пространственную структуру ASF (Audi Space Frame). Тяговый литиево-ионный аккумулятор SANYO весит 550 кг. От 230-вольтной бытовой сети батарея заряжается примерно 6-8 часов. Если подключить R8 e-tron к 380-вольтному терминалу, время зарядки сократится до двух с половиной часов

С первых секунд понятно – я за рулём прототипа. «R»-ка ещё «сырая» – и тут, и там всякие странности. Необычная работа селектора выбора режимов (чтобы активировался режим «D/S», в отличие от серийной R8, селектор в подпружиненном положении нужно держать несколько секунд), непривычно тяжёлый руль, вибрации, посторонние звуки силовой автоматики… В движении нужно быть предельно осторожным, сколько миллионов евро стоит прототип, одному богу известно.

Audi R8 e-tron

Аккумулятор имеет полную электроёмкость 53 кВт•ч, при этом его полезная ёмкость составляет 42,4 кВт•ч. Оптимальная температура АкБ поддерживается при помощи жидкостной системы, в которую входят тепловой насос (для подогрева батареи и салона в условиях низких температур) и кондиционер (для охлаждения). Тепловой насос, применённый в прототипе, принципиально схож с насосами, используемыми в системах отопления зданий. Этот тип нагревателя может использовать в качестве источника тепла, допустим, нагретую воду или воздух. Хитрость теплового насоса в том, что он при потреблении тепловой энергии способен выделить аналогичной энергии в два-три раза больше. Тепловой насос представляет собой обращённую холодильную машину. Конструкция основана на классическом контуре хладагента с дополнительным конденсатором и некоторыми другими компонентами. В конденсаторе происходит охлаждение сжатого и нагретого хладагента с последующей конденсацией и переохлаждением. После расширения теплоноситель поглощает тепло конденсатора и отдаёт его в нужное место (нагрев аккумулятора, салона и т. п.) при помощи теплоносителя. Для эффективного регулирования работы тепловых насосов требуется сложный и гибкий алгоритм. Пока Audi тестирует насос на концепт-каре R8 e-tron, но уже через несколько лет технология будет готова к запуску в производство

Под еле слышное «в-з-з-з» электромоторов выкатываюсь из бокса на скоростной полуторакилометровый трек. Аккуратненько жму на «педаль тока», ускорение… Инструктор подгоняет – мол, смелее! Чего церемонишься? Даю волю правой ноге, и на спину под напором тяговой литиево-ионной батареи обрушиваются суммарные 4500 ньютон-метров крутящего момента, развиваемые четырьмя электродвигателями. У-э-э-Э-Э-Э!!! «Троллейбус R8» с места до сотни километров в час «выстреливает» за мимолётные 4,8 секунды и с такой же интенсивностью продолжает разгоняться далее. Но, увы, трек заканчивается, нужно разворачиваться, и обратно.

Audi R8 e-tron

Интерьер прототипа R8 e-tron плоть от плоти серийного суперкара. Основная деталь, по которой можно понять, что вы в электромобиле, – нестандартный щиток приборов со специфической графикой

Интересное дело, на низких скоростях R8 e-tron ощутимо «задушен». Жмёшь на правую педаль, первая реакция – ле-е-ень. Ускорение хорошее, но не суперкаровское. Видимо, немцы так берегут заряд аккумуляторов в пробочно-городском режиме, а заодно и ходовую часть. Ну, просыпайся же! После секунды раздумий плавный и мощный подхват и далее неотвратимая лавина ускорения. Любое замедление, конечно же, с рекуперацией и подзарядкой аккумуляторов. Тормоза с керамическими дисками по-прежнему с мёртвой хваткой, но кажется, что здесь они стали ещё информативнее. Виной тому отсутствие паразитных шумов ДВС и системы выхлопа – во время торможения слышно, как колодки трутся о рабочую поверхность дисков…

Audi R8 e-tron

Все двигатели на R8 e-tron задействованы постоянно, по умолчанию 70% тяги передаётся на задние колёса, но тяга может регулироваться индивидуально для каждого колеса. Изменить характер поворачиваемости или подправить траекторию при помощи такого интеллектуального полного электропривода управляемая электроника может в два счёта

На пробную поездку на R8 e-tron каждому отводилось пять-семь минут. Сменявшие друг друга автожурналисты, садившиеся за руль, норовили выжать из электрокара все соки. Условия экстремальные. Примерно каждые полчаса суперкар исчезал на передышку и подзарядку, а через 30-40 минут он был снова готов принять на борт тест-пилотов. Инженеры заявляют, что в режиме «газ в пол» R8 e-tron как раз может двигаться полчаса, при этом они говорят, что прототип в боевом режиме способен преодолеть 2-3 Ле-Мановских круга. После всех этапов доводки серийная «R»-ка будет способна преодолевать 250 километров в «нормально-европейском» цикле NEDC.

По материалам: www.auto.mail.ru

Виталий Кабышев
Фото: Виталий Кабышев и Audi


В фокусе: ,  ,  ,  ,  ,  ,  ,  ,  ,  ,  ,  ,  ,