Тест-драйв Audi Q5 hybrid

Перед новым годом компания Audi дала возможность познакомиться с серийным Q5 hybrid, который появится в продаже уже в течение этого года.

Audi Q5 HybridAudi Q5 Hybrid

Гибрид от обычной Q5 внешне почти не отличается. У гибрида чёрная глянцевая радиаторная решётка, десятиспицевые 19-дюймовые легкосплавные диски со специальным дизайном, шильдики hybrid по периметру и хромированные патрубки выхлопной системы. На заказ может быть установлен бампер S line

С чем его едят? С литиево-ионной батарейкой, 33-киловаттным тяговым электродвигателем, двухлитровым турбированным 211-сильным мотором TFSI, пять раз взявшим звание «Двигатель года», восьмиступенчатой планетарной автоматической коробкой передач и, конечно же, с постоянным полным приводом…

Прежде чем слушать теоретическую часть про «потроха», сажусь за руль и еду отведённые полсотни километров по прописанному маршруту с чистыми мозгами. Так интереснее. Хорош, чертяка! Узнаю. Ощущение, как будто в домашние тапочки вернулся. Мне здесь комфортно. Прекрасно настроенное шасси, управляемость, динамика… Выверенные и приятные усилия на органах управления. До боли знакомые реакции. Школа, одним словом. От обычной бензиновой версии гибрид «тактильно» не отличить, даже несмотря на увеличившуюся до двух тонн (прибавка 130 килограммов) массу.

Audi Q5 Hybrid

Городки, деревушки, петляющие двухполосные дорожки, кусок автобана… Наличие электропривода в Q5 выдаёт лишь абсолютно бесшумный старт и… оригинальная приборная панель. Слева вместо указателя температуры двигателя – шкала уровня заряда батареи, а тахометр заменён указателем, демонстрирующим режимы работы силовой установки. Кроме того, на жидкокристаллический дисплей бортового компьютера выводится 3D-пиктограмма, наглядно показывающая всё, что происходит с приводом. Кстати, эти картинки могут выводиться на монитор мультимедийной системы MMI (Multi Media Interface), расположенный по центру консоли.

Audi Q5 Hybrid

На электротяге Q5 может ездить на скоростях до 100 км/ч. Понятно, что дальнобойность с увеличением аэродинамического сопротивления значительно падает. Но по ровному автобану на постоянной тяге заряда аккумулятора хватит на три километра при условии, что кроссовер едет со скоростью 60 км/ч. Если выбрать режим EV, то для передвижения будет задействоваться преимущественно электродвигатель. Такой режим больше подходит для перемещения в городских условиях – в пробках или жилых кварталах. При этом кинетическая энергия автомобиля во время торможения или движения накатом в любом случае будет возвращена в аккумулятор – тяговый электродвигатель при каждом замедлении переходит в режим генератора. Когда заряд аккумулятора снизится до критического, в действие вступит ДВС…

Audi Q5 Hybrid

Главные преимущества гибрида – ехать на электричестве там, где все дымят, и при торможениях запасать энергию движущегося автомобиля в аккумуляторах, чтобы использовать её вновь. Отсюда лучшая экологичность и экономичность. Обычные автомобили кинетическую энергию движения во время торможений преобразуют в тепло при помощи тормозных механизмов

В режиме «D» осуществляется оптимальный расход энергии при работе обоих моторов. Ну-ка, а что в «спорте»? Перещёлкиваю селектор в положение «S». Газ «в пол»! Стрелка «тахометра» выстреливает в зону boost. И я тут же получаю подголовником по затылку. Ого, не ожидал… Такая прыть от того, что сейчас оба мотора работают сообща. Суммарно в пике они выдают аж 480 ньютон-метров крутящего момента и 245 лошадиных сил (для сравнения, топовый бензиновый Q5 c V-образной «шестёркой» 3.2 FSI развивает 330 Нм и 270 л.с.). Шутка ли – с места до «сотни» за 7,1 секунды? При этом расход топлива в смешанном режиме на уровне 7 литров на 100 километров пути. СО2 «ку-пятый» выбрасывает не более 160 г/км. Максималка – 222 км/ч. Характеристики далеко не ущербные!

Audi Q5 Hybrid

Являясь одной из составляющих модульной платформы, привод Q5 hybrid может использоваться и в других моделях Audi с продольным расположением двигателя. Например, в новых A8, A6, A6 Avant

Полная масса гибридного Q5 чуть меньше двух тонн, напомним, ближайший конкурент – гибридный 299-сильный Lexus RX 450h тяжелее – 2110 кг. При этом «японец» разгоняется до первой «сотни» медленнее – за 7,8 секунды, да и «максималка» гибридного «самурая» скромнее – 200 км/ч. Средний расход топлива у RX ниже – 6,3 литра на 100 км, и он экологичнее – СО2 «лекс» выбрасывает не больше 148 г/км, в том не последняя заслуга новейшего 3,5-литрового V6, работающего по циклу Аткинсона.

Audi Q5 Hybrid

Силовую установку (слева внизу) составляют ДВС, синхронный мотор-генератор, автоматическая восьмиступенчатая планетарная коробка передач и два соединяющих их между собой сцепления, интегрированных в ротор электрической машины. ДВС – двухлитровый турбированный мотор 2.0 TFSI с непосредственным впрыском топлива, он выдает мощность 211 л.с. (155 кВт) и развивает максимальный крутящий момент 350 Н•м в диапазоне от 1500 до 4200 об/мин. Газораспределительный механизм с фазовращателями и системой регулировки длины хода клапанов AVS (Audi valve lift system). Поскольку двигатель периодически отключается, привод компрессора кондиционера и насоса системы охлаждения пришлось сделать электрическими. Усилитель тормозов также получил электропневматический привод. Приводы питаются от тяговой аккумуляторной батареи. Синхронный электродвигатель переменного тока с постоянным возбуждением исполняет роль генератора и стартера для ДВС. Он выдает мощность 45 л.с. (33 кВт) и крутящий момент 211 Н•м. Электродвигатель и ДВС имеют общую систему охлаждения. Для зарядки 266-вольтовой аккумуляторной батареи (справа внизу) необходимо постоянное напряжение, мотор-генератор потребляет и вырабатывает переменное напряжение. Такая машина более выгодна по своим характеристикам, но требует инвертора. Оптимальный температурный режим поддерживается воздушным охлаждением с системой кондиционирования. Инвертор (преобразует переменный ток в постоянный и обратно) имеет объём шесть литров и весит всего девять килограммов, это в два раза меньше предшествующей вариации, использовавшейся в концепт-каре Audi Q7 hybrid. Инвертор обрабатывает до 40 кВт мощности при номинальном напряжении 266 вольт, что равнозначно непрерывному включению/выключению 666 ламп накаливания мощностью по 60 Вт каждая с длительностью цикла в несколько сотых доли секунды. Основная часть инвертора – модуль, состоящий из нескольких соединённых между собой силовых биполярных транзисторов. Инновационные технологии позволили значительно уменьшить размеры и массу электронного блока. Охлаждение обеспечивается отдельным жидкостным контуром. Полупроводники блока нагреваются до температур, превышающих 100°С

Японцы молодцы, но на серьёзном бездорожье Lexus практически беспомощен. Переднюю ось здесь всегда приводит в действие ДВС, совмещённый с мотор-генератором. Колёса задней оси вращает отдельный маломощный электромотор, его тяги для преодоления участков с тяжелым грунтом (песок, глина и т. п.) явно не хватает… Audi Q5 наделён полноценным постоянным полным приводом с блокирующимся межосевым дифференциалом, трансмиссия «переваривает» суммарный крутящий момент обоих моторов и распределяет его между колёсами. А ведь гибридный Q5 может тягать двухтонный прицеп, как и его обычный бензиновый аналог.

Audi Q5 Hybrid

Восьмиступенчатая коробка передач tiptronic на гибридном Q5 обходится без гидротрансформатора. Вместо него в картер интегрирован мотор-генератор и две муфты сцеплений, работающих в масляной ванне. Сцепления служат для соединения и разъединения электродвигателя, бензинового двигателя и коробки передач. При выключенном двигателе внутреннего сгорания давление масла в гидравлической системе коробки передач поддерживается электронасосом

На улице +5°. Плетусь с черепашьей скоростью по центру очередного немецкого городишки, и у меня появляется ощущение дистиллированности. ДВС заглушен, признаки жизни подаёт лишь климатическая установка – шуршит вентилятором, старается, выдерживает заданную температуру и влажность. Кондиционер и электрический отопитель работают… Тормозная система с вакуумным усилителем тоже сохраняет свою работоспособность. Кроме того, в планетарной коробке передач по-прежнему продолжает принудительно циркулировать масло – это для неё жизненно необходимо. Насосы всех этих систем и агрегатов приводятся не от коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания, а при помощи электромоторов. Их, равно как и все остальные бортовые электропотребители, электроэнергией обеспечивает тяговая аккумуляторная батарея.

Audi Q5 Hybrid

Кстати, она здесь литиево-ионная и расположена в задней части кузова, под полом багажника, но так, что полезный объём последнего почти не пострадал. Батареи для Audi поставляет компания Sanyo, срок службы – 10 лет, температура, при которой они могут полноценно эксплуатироваться, – минус 10°С. Занимает батарейка вместе с крепежом и системой воздуховодов для охлаждения 80 литров пространства, а её вес составляет — 38 кг. Батарея состоит из 72 ячеек, рабочее напряжение на клеммах – 266 вольт, емкость – 1,3 кВт•ч. Аккумулятор имеет систему воздушного охлаждения, причём для охлаждения воздуха, подаваемого между ячейками, может использоваться система кондиционирования. Охлаждающий контур батареи получил свой испаритель, но «ветка» соединена с основной системой климат-контроля. Если температура аккумулятора превысит +55°С (например, если автомобиль долго стоял на солнце или эксплуатировался в тяжёлых температурных условиях с большим количеством циклов разгонов-торможений), электропривод автоматически отключится (иначе возникнет угроза взрыва ячеек от перегрева). В этом случае Q5 hybrid будет способен двигаться только под действием ДВС. В общем, машина сложная, интересная и динамичная. Главное, что гибрид не растерял фамильных черт.

Audi Q5 Hybrid

Q5 hybrid – очередной шаг Audi к электроприводным автомобилям. Только этот шаг, считайте, уже запечатлён в серийном производстве – в Европе гибридный кроссовер появится в течение года. В России его тоже собираются продавать. А в целом электромобильные перспективы немецкой компании таковы – в 2012 году Audi планирует ограниченной серией выпустить спортивное электрокупе R8 e-tron, которое будет полностью на электротяге. Несколько ранее в серии появится городской компакт A1 e-tron. Он займёт промежуточное положение между Q5 hybrid и R8 e-tron. По сути, «единичка» – электромобиль, способный заряжаться от бытовой сети, но он несёт на борту ДВС Ванкеля и генератор для пополнения заряда батареи. Силовая установка «букашки» не имеет связи с колёсами.

По материалам auto.mail.ru

В фокусе: ,  ,  ,  ,  ,  ,  ,  ,  ,  ,