Тест-драйв Audi A1 e-tron

В моём распоряжении почти уже серийный электрический Audi A1. «Малыш» заточен на эксплуатацию в городе или пригороде, где есть сеть терминалов для подзарядки. Средняя дальнобойность на электротяге – 50 километров. Но если рационально использовать электроэнергию (резко не набирать скорость, настраивать режим рекуперации) и при этом применять электронное планирование маршрута, «радиус действия» A1 можно увеличить до 90 километров. Этого вполне достаточно, чтобы использовать автомобильчик для ежедневных поездок от дома до работы…

Audi A1 e-tron

Синхронный электродвигатель приводит передние колёса Audi A1 e-tron. Электромотор развивает 61 л.с. (45 кВт) и крутящий момент 150 Н•м. В режиме ускорения тяговые показатели кратковременно могут быть увеличены. Мощность может подниматься до 102 л.с. (75 кВт), крутящий момент – до 240 Н•м. «Малыш» разгоняется от 0 до 100 км/ч за 10,2 с и достигает максимальной скорости 130 км/ч

Снаружи A1 e-tron ничего особенного, внутри – тоже. «Малыш» от стандартных собратьев отличается оригинальным цветом Aqua Mint pearl effect, а также углепластиковыми крышей и спойлером. В салоне лишь иная приборная панель. Стрелочные указатели заменены единственным ЖК-монитором, на который выводится графика шкал, пиктограмм, индикаторов… Бесшумно стартую и выкатываюсь из бокса.

Подготовленная для A1 трасса больше похожа на картодром. Один поворот, другой. Ух! Неужели я на электрокаре? Шустряк. Хотя 10,2 сек разгона до 100 км/ч давно никого не удивишь. Влетаю в последнюю «шпильку», переднюю ось, отягощённую электродвигателем, «выдавливает» наружу траектории… Сзади просыпается нечто и начинает жужжать и вибрировать. Ой, неужели система стабилизации проснулась? Но почему так поздно? Почему так странно? Наружу скользят передние колёса, а хруст сзади… Да и эффекта от работы не чувствуется… Я уже давно вышел из поворота, а звук не исчезает…

Audi A1 e-tron

… не ESP это вовсе, так работает силовая установка. Сюрприз! A1 e-tron – не чистокровный электромобиль, это гибрид на полностью электрической тяге. Силовой агрегат (20-сильный двигатель Ванкеля, совмещённый с генератором переменного тока) с колёсами механической связи не имеет. Его задача – по мере необходимости пополнять заряд аккумулятора или питать тяговый двигатель. Подобная гибридная схема применена на Chevrolet Volt.

Электродвигатель, приводящий передние колёса, расположен под капотом. Компактный мотор-генератор получил прописку в задней части кузова под полом багажника, включается он по мере необходимости, когда аккумулятору нужна подзарядка. В моём случае под конец круга, пройденного в хорошем темпе, тяговые батареи подсели до критического уровня, вот мотор-генератор и активировался. Алгоритм работы гибрида с почти опустошенным аккумулятором не сложнее, чем у холодильника, – пятнадцать секунд мотор-генератор работает, пополняя заряд, пару минут отдыхает… Обороты двигателя зафиксированы на отметке 5000, так эффективнее и экологичнее, двигатель внутреннего сгорания не работает на «вредных» переходных режимах.

Audi A1 e-tron

270-вольтовая литиево-ионная аккумуляторная батарея, имеющая ёмкость 12 кВт•ч, имеет жидкостное охлаждение для поддержания оптимальной температуры. Аккумуляторы размещаются в специальном подрамнике, это обусловлено требованиями безопасности. Генератор приводится в действие от односекционного 254-кубового 20-сильного (15 кВт) роторно-поршневого ДВС (двигатель Ванкеля). Работает он на фиксированной частоте 5000 об/мин, которая обеспечивает максимальную эффективность и экологичность. Вес генераторной установки составляет 65 килограммов (с учётом блока силовой электроники, систем питания и охлаждения, системы выпуска, шумоизоляции и подрамника). Объём топливного бака – 12 литров. Применение двигателя Ванкеля обусловлено его небольшими габаритами при относительно высокой мощности

Использовать электротягу целесообразнее в городе, где экологическая обстановка менее благоприятна. Если ваш маршрут будет пролегать по автобану или загородной дороге, вы заранее можете активировать режим, в котором силовая установка будет работать почти постоянно, питая тяговый мотор, не давая опустошаться тяговой батарее. Отключаться ДВС будет лишь время от времени, когда автомобиль движется накатом либо останавливается. Суммарный запас хода с учётом того, что аккумулятор изначально полностью заряжен, а 12-литровый бензобак полон, у A1 e-tron составляет 250 километров.

Audi A1 e-tron

Гнездо для стандартного зарядного разъёма у Audi A1 e-tron находится за кольцами на радиаторной решётке. Для заряда полностью опустошённой батареи от электросети напряжением 230 В требуется менее трёх часов, а от сети напряжением 380 В — менее часа. Оставшееся время и уровень заряда отображаются на дисплее рядом с гнездом. Уровень заряда и текущий запас хода также выводятся на информационный дисплей приборной панели

Интересная штука – настраиваемый режим рекуперации. Интенсивность замедления и степень восполнения заряда при торможении двигателем можно задавать вручную при помощи подрулевых лепестков, которые на стандартных A1 переключают передачи. Всего предусмотрено пять уровней. Первая ступень соответствует небольшому замедлению, пятая – наиболее эффективная. Для чего это нужно? Для наиболее рационального использования кинетической энергии движущегося автомобиля в зависимости от условий. При движении в городском потоке Audi A1 e-tron может восполнять почти треть всей расходуемой энергии за счёт рекуперации. Подобная система на R8 e-tron тоже появится.

Audi A1 e-tron

Экологичность – это замечательно, но вопрос с сетью терминалов для подзарядки пока остаётся открытым. Сейчас Audi, BMW, Daimler, Porsche и Volkswagen выступают в поддержку единого модульного разъёма для зарядки электромобилей. Единый для всех стран стандарт позволит получить удобный доступ к энергосистемам независимо от марки автомобиля и поставщика электроэнергии. Компании приняли решение о разработке разъёма, состоящего из двух частей. Основной модуль проходит стандартизацию под обозначением IEC 62196-2 Type 2 и позволяет осуществлять зарядку от однофазных (220 В) и трёхфазных (380 В) сетей переменного тока. Кроме этого, сейчас разрабатывается дополнительный модуль – для зарядки от сетей постоянного тока, которые уже существуют в Японии. Интегрирование сети терминалов для подзарядки в инфраструктуру будет осуществляться автогигантами в тесном взаимодействии с многочисленными заинтересованными партнёрами (поставщики оборудования, электроэнергии, услуг) и государственными органами.

Audi A1 e-tron

Что касается электромобильных перспектив Audi – в 2012 году компания планирует ограниченной серией выпустить R8 e-tron. Производство будет осуществляться на заводе quattro GmbH в Некарсульме. Несколько ранее начнут продавать гибридные A1 e-tron. В ближайшем будущем из «электротоваров» немцы будут способны предложить гибридные A8, Q7 и Q5. Последний мы уже успели протестировать, но о нём в следующий раз.

По материалам: www.auto.mail.ru

Виталий Кабышев
Фото: Виталий Кабышев и Audi

В фокусе: ,  ,  ,  ,  ,  ,  ,  ,  ,  ,  ,  ,  ,  ,